ПРОГРАММА ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ

Политической партии «Бүтүн Кыргызстан» (« Бутун Кыргызстан »)- 15 лет, за эти годы в нашей стране произошли многие события, повлекшие за собой череду политических потрясений, связанных со сменой власти, принятием новой Конституции, выборов Президентов республики и депутатов Жогорку Кенеша. Мы считаем нужным принять Программу нашей партии в новой редакции отобразив процессы, которые происходят на данном этапе в стране и обществе.

В обновленной Программе партии определены основные приоритеты и задачи на предстоящие годы. Этот документ – утверждение наших целей на новую перспективу, руководство к действию на пути развитию и процветанию Кыргызстана.

Программа партии включает в себя 10 пунктов:

  1. 1.  Положение в стране и главная цель партии
  2. 2.  Государственное устройство
  3. 3.  Политика в сфере экономики
  4. 4.  Политика в сфере обороны и безопасности
  5. 5.  Внешняя политика
  6. 6.  Социальная политика и культура
  7. 7.  Наука, образование и здравоохранение
  8. 8.  Молодежь – движущая сила
  9. 9.  Единство народа – залог успешного развития общества
  10. 10. Демографическая ситуация и развитие регионов

1. Положение в стране и главная цель партии

«Бүтүн Кыргызстан» («Бутун Кыргызстан») – политическая партия, объединяющая в своих рядах настоящих патриотов страны, готовых к построению сильного, процветающего и единого Кыргызстана, гаранта политической и социально-экономической стабильности.

Партия считает, что практика революционной смены власти не может в дальнейшем определять судьбу государства и нашего многонационального народа. Власть должна действительно исходить от него, быть подотчетна ему и быть сменяемой им в любой момент согласно Конституции, принятой в соответствие с общенародным волеизъявлением. В противном случае, если не будет легитимных способов смены власти, то народ каждый раз будет прибегать к революционным действиям, реализуя свою миссию источника власти. Функцию приучения широких народных масс к политической культуре и должны взять на себя партии, которые в своей повседневной практике борьбы за власть не должны выходить за рамки, установленные законами. Недопустимо, чтобы партии использовали объективное недовольство граждан для получения власти вне конституционного поля. Партии, находящиеся у власти и оппозиционные партии должны четко осознавать, что только улучшение жизни населения может быть критерием их нахождения у власти, которая может быть получена лишь в результате победы на открытых и честных выборах.

Главная цель партии – построить независимый, сильный и единый Кыргызстан с устойчивой развивающейся экономикой и образованным, культурным, сплоченным и единым народом.

Для реализации главной цели партии «Бүтүн Кыргызстан» (« Бутун Кыргызстан ») ставит перед собой семь стратегических приоритетов:
  • подъем и модернизация приоритетных отраслей экономики;
  • справедливая социальная политика, обеспечение социальных гарантий населения;
  • борьба с коррупцией и укрепление судебной системы;
  • внутренняя и внешняя безопасность, эффективная внешняя политика;
  • совершенствование современной внутриполитической системы;
  • единство народа Кыргызстана, сохранение межнационального мира,
  • создание достойных условий для развития образования, науки, культуры и спорта.

2. Государственное устройство

Партия считает, что, в первую очередь, необходимо преодолеть разрыв между государством и обществом, существовавший все последние годы, благодаря узурпации власти бывшими безответственными президентами страны. Именно безответственная, безграничная власть одного человека привела к снижению уровня жизни населения, обнищанию его значительной части. Не входя непосредственно ни в одну ветвь власти, президенты в то же время обладали громадными полномочиями, охватывающими исполнительную, законодательную и судебную власти. Это порождало неразбериху и снижение эффективности всей системы управления страной. Слабость государства, непостоянная и субъективная внешняя политика привели к серьезному снижению международного авторитета Кыргызстана.

Партия «Бүтүн Кыргызстан» (« Бутун Кыргызстан ») считает, что один из путей к стабильности и процветанию – это создание подотчетной обществу системы власти с четким разделением полномочий между ее тремя ветвями: законодательной, исполнительной и судебной.

Не должно быть институтов власти, находящихся вне и над ними. В конституции должна быть заложена соответствующая система сдержек и противовесов, не позволяющая ни одной из ветвей власти выходить за рамки закона, или узурпировать полномочия других ветвей власти. В этих условиях партия предлагает кардинально изменить систему государственного устройства. Все ветви власти безусловно должны быть переизбираемы народом в сроки, отведенные конституцией, подотчетны ему и функционировать строго в рамках полномочий, закрепленных законодательно. Гарантом незыблемости конституции должен быть закон и независимое правосудие.

Жогорку Кенеш должен состоять из Законодательного собрания, состоящего из 60 депутатов и Курултая, созданного из представителей каждого айылного округа, городов районного, областного и республиканского значений.

Президент республики должен всенародно избираться и одновременно возглавлять Правительство страны.

Тогда может быть создан один государственный аппарат, обеспечивающий деятельность единой системы исполнительной власти, что, кроме экономии бюджетных средств, значительно повысит эффективность функционирования органов государственность управления. Необходимо также четко разграничить полномочия между правительством и органами местного самоуправления. Развитие регионов, особенно приграничных территорий должны быть приоритетным для всей системы государственного управления.

3. Политика в сфере экономики

Главные усилия в сфере экономики необходимо сконцентрировать на следующих направлениях:
  • углубление экономической интеграции, переориентация основных отраслей экономики в связи со вступлением Кыргызстана в Таможенный союз и интеграцию в Евразийское пространство;
  • энергетическая независимости страны, Кыргызстан должен стать крупнейшим экспортером электрической энергии;
  • горнодобывающая отрасль является важной стратегической отраслью экономики, которая требует создания благоприятных условий для инвестиционной привлекательности разработки природных ресурсов страны;
  • в центре внимания партии всегда будут находиться вопросы создания наиблагоприятнейших условий для иностранных инвесторов и защиты инвестиций;
  • партия во главу угла своей политики ставит защиту интересов собственника, включая жилище всех граждан. Только собственность, функционирующая в строгом соответствии с законами экономики и общества, является первоосновой жизни страны, источником богатства общества в целом, и каждого гражданина в отдельности;
  • партия считает себя защитницей интересов бизнеса, предпринимателей и фермеров, в целом людей дела, поскольку только они могут дать гражданам возможность трудиться и обеспечивать достойную жизнь себе и своим близким;
  • улучшение бизнес-климата, ослабление государственного давления на бизнес, сокращение контрольно-разрешительных функций госорганов и передача этих функций в бизнес-ассоциации, которые должны активно защищать интересы бизнеса, развитие малого и среднего бизнеса, увеличение его вклада в ВВП;
  • партия будет неуклонно проводить стимулирующую налоговую, таможенную и конкурентную политику. Стабильное функционирование и развитие финансовой системы – залог прогрессирующего развития экономики;
  • контроль над ходом исполнения программ развития регионов, финансовое обеспечение и повышение эффективности бюджетных расходов в реализации инвестиционной политики в регионах;
  • партия будет способствовать своей политикой производству и экспорту экологически чистой продукции, включая питьевую воду и продукты питания, гидроэлектроэнергии, полупроводниковых материалов, изделии из природного камня. Для этого мы намереваемся создать в республике 5-6 крупных промышленно-торговых конгломератов, которые при государственной поддержке выйдут на внешние рынки. Кыргызстан должен вернуть себе статус крупного поставщика экологически чистой сельскохозяйственной продукции и продукции перерабатывающей промышленности на внешний рынок;
  • развитие инженерно-транспортной инфраструктуры, претворение в жизнь мероприятий по выходу Кыргызстана из «транспортного тупика» и перехода в разряд «транзитных» стран, что приведет к повышению занятости населения и улучшению его экономического положения;
  • партия на деле осуществит меры по превращению Кыргызстана в крупного экспортера туристических услуг, наша страна должна стать региональным центром туризма и отдыха.

Мы считаем, что только эффективное развитие экономики станет залогом процветания всех членов общества, обеспеченной старости, надежного будущего молодежи, прочности суверенитета государства и его территориальной целостности.

4. Политика в сфере обороны и безопасности

Кыргызстан, страна не располагающая значительными экономическими и людскими ресурсами для полноценной защиты своего суверенитета и территориальной целостности. Главным условием их обеспечения является участие Кыргызстана в различных международных организациях по безопасности – ОДКБ, ШОС и других – которые не допустят агрессии против нашей республики. Однако наличие внешних факторов обеспечения безопасности не говорит о ненужности собственных вооруженных сил. Напротив, наличие высокопрофессиональной мобильной компактной армии будет также надежной защитой от потенциальной агрессии. Кроме этого, Кыргызстан должен развивать вооруженные силы территориальной обороны, состоящих из местных жителей по примеру, Израиля, Швейцарии и других малых стран мира. Каждый гражданин республики, способный носить оружие, должен выступить на защиту Родины в случае опасности. Требуется кардинальное реформирование правоохранительных органов, особенно спецслужб, которые не изменились со времен СССР. Однако современные реалии ставят перед спецслужбами новые задачи, в частности, борьба с международным терроризмом и религиозным экстремизмом, противодействие интернациональной наркомафии и организованной преступности в сфере глобальных финансовых отношений. В связи с чем, на первый план выдвигается закордонная деятельность наших органов национальной безопасности, пресечение на дальних подступах действий внешних сил против нашей республики и ее граждан. Поэтому необходимо выделить внешнюю разведку в самостоятельный орган, который будет обеспечивать руководство республики достоверной информацией о внешних угрозах и эффективно нейтрализовать их всеми доступными средствами. Контрразведывательная деятельность также должна осуществляться самостоятельной службой, которая будет сосредоточена на противодействии иностранным разведывательным органам на территории Кыргызстана. Органы внутренних дел должны сосредоточиться исключительно на борьбе с преступностью и охране общественного порядка. Поэтому необходимо выделить эти функции в самостоятельные органы и создать криминальную полицию с соответствующими полномочиями борьбы с организованной преступностью на всей территории республики с подчинением только правительству.

Соответственно, для охраны общественного порядка в городах и селах создать муниципальную милицию с двойным подчинением – правительству и местным органам власти. Полномочия органов борьбы с экономической преступностью также необходимо ограничить. В условиях почти 100% частной собственности, все вопросы взаимоотношений между субъектами экономики должны решаться в соответствие с положениями Гражданского кодекса, без вмешательства государства, в частно-публичном порядке в судебных органах. В настоящее время мы имеем практику постоянного и немотивированного вмешательства такого органа, как финансовая полиция в экономические взаимоотношения субъектов рынка в основном из корыстных побуждений его сотрудников, что является причиной огромной коррупции в этом органе.

Государство должно заботиться исключительно об экономической безопасности, чтобы не допустить перерастания угроз в этой сфере в серьезные экономические кризисы, наносящие ущерб интересам личности, общества и государства.

5. Внешняя политика

Кыргызстан в своих отношениях с внешним миром должен исходить, прежде всего, из национальных интересов. Все внешнеполитические шаги страны должны быть направлены на их защиту и главным здесь должно быть неукоснительное соблюдение принципа не нанесения ущерба безопасности общества и государства и обоюдовыгодного отношения со всеми государствами мира.

Во внешней политике страны приоритетными направлениями должны быть:
  • проведение эффективной внешней политики страны, направленной на создание благоприятных геополитических условий для Кыргызстана в мировом экономическом пространстве;
  • новый взгляд на развитие интеграционных процессов со странами СНГ и, в первую очередь, в рамках ЕврАзЭС, Таможенного Союза, ШОС и ОДКБ;
  • развитие паритетных и партнерских отношений со всеми государствами мира, основанные на принципах, равенства, взаимной выгоды и соблюдения норм международного права;
  • завершение демаркации государственных границ Кыргызской Республики, проведение политики упрощения визового режима, защита интересов граждан КР, находящихся за рубежом.

Жизнь людей и государств свершается здесь и сейчас, и чтобы она была достойной и процветающей для ныне живущих, необходимо проводить соответствующую внешнюю политику.

Главной целью внешнеполитических установок партии «Бүтүн Кыргызстан» (« Бутун Кыргызстан ») является обеспечение достойного места страны в мировом сообществе как демократического процветающего государства, открытого для сотрудничества.

6. Социальная политика и культура

Справедливая социальная политика, обеспечивающая равенство социальных возможностей для всех членов общества, является основой развития общества. Партия «Бүтүн Кыргызстан» (« Бутун Кыргызстан »)видит решение социальной политики в планомерном продвижении базовых социальных проблем, таких как: доступность качественного образования, проблемы трудоустройства и повышения уровня материальной обеспеченности населения, состояние здоровья нации, жилищные проблемы и состояние социальной инфраструктуры.

В число задач социальной политики также входят:
  • совершенствование многоуровневой системы социального обеспечения: повышение базовых социальных выплат, расширение охвата населения социальным страхованием, совершенствование критериев оказания социальной помощи социально уязвимым слоям населения, разработка и внедрение новых форм социализации людей с ограниченными возможностями;
  • совершенствование системы социального обслуживания: развитие сети учреждений социальной сферы, укрепление и модернизация их материально-технической базы, внедрение стандарта оказания специальных социальных услуг и повышение их качества;
  • развитие пенсионной накопительной системы, увеличение базовой пенсионной выплаты, уравнивание пенсий и пособий с прожиточным минимумом, снижение стоимости прожиточного минимума;
  • реализация комплекса мер, направленных на стимулирование производительной занятости: повышение общего уровня занятости трудоспособного населения, в том числе инвалидов и пожилых людей, внедрение многоуровневой системы профессиональной подготовки, увеличение удельного веса квалифицированной рабочей силы, снижение безработицы;
  • поддержка бизнеса и предпринимателей, формирование массового среднего класса, это предприниматели, создающие реальные товары и услуги, это квалифицированные врачи, учителя, преподаватели вузов, рабочие и инженеры, деятели науки и культуры, труженики села;
  • рост заработной платы, особенно в социальной сфере, призванный поощрять профессионализм и добросовестное отношение к делу, чтобы образование, здравоохранение, другие социальные отрасли отвечали запросам и требованиям граждан страны;
  • увеличение бюджетных отчислений в школьное и дошкольное образование, повышение квалификации учителей, формирование в учебных заведениях доступной комфортной среды для людей с ограниченными возможностями, создание условий для молодых учителей и педагогов. Мы должны построить новые школы и детские сады в сельской местности;
  • поддержка материнства и детства: создание благоприятных условий для многодетных семей, совершенствование механизмов поддержки детям из неполных и малообеспеченных семей, детям-инвалидам, воспитанникам детских домов.

Социальная жизнь общества неразрывно связана с уровнем культурного развития личности. Не только материальные блага определяют морально-нравственное здоровье общества, но и культурная среда, в которой проживают люди. Отсутствие политической культуры – узурпация власти и создание семейно-клановых режимов в Кыргызстане, коррупция в огромных масштабах, неумение общественных сил решать все проблемы в правовом поле, мародерство и погромы – все это стало результатом упадка культуры в широком смысле этого слова. С обретением суверенитета, кыргызское общество характеризуется стремительным падением культуры и деградацией личности. Безудержная приватизация объектов культуры, особенно на селе, привела к исчезновению культурного пространства в республике. Выросло целое поколение людей, никогда не соприкасавшихся с ценностями мирового культурного наследия, не читавших произведений классиков мировой литературы, не знакомых с элементарными навыками культурного поведения в обществе.

Поэтому партия «Бүтүн Кыргызстан» (« Бутун Кыргызстан »)ставит перед собой задачу вернуть кыргызское общество в лоно культуры, как основы цивилизованного общения между социальными группами и отдельными гражданами. Только культурный человек, впитавший в себя все ценности и достижения современной цивилизации в этой сфере, способен двинуть общество к общему прогрессу.

В сфере культурного развития страны приоритетными направлениями должны быть:
  • создание условий для развития современной культуры, интегрирующей различные сферы человеческой жизнедеятельности в экономике, науке и искусстве; сохранение и укрепление традиционных общественных ценностей, а также продвижение таких ценностей, как скромность, трудолюбие, социальная ответственность, стремление к профессиональному росту и нравственному совершенствованию;
  • укрепление интегрирующего статуса культуры в современном обществе через совершенствование нормативной правовой базы и поддержку институциональных форм развития культуры;
  • формирование системы стратегического партнерства государства, общества и бизнеса в развитии культуры страны;
  • сохранение и эффективное использование культурного наследия страны; охрана памятников культуры и приобщение к ним народа; создание Национального культурного фонда, который будет заниматься возрождением клубов, библиотек и других очагов культуры, делая особый упор на сельской местности;
  • проведение системной кадровой политики в сфере культуры: совершенствование отечественной системы профессионального образования по творческим специальностям, сохранение традиций, преемственность и восполнение культурной и творческой элиты, совершенствование процесса выявления и поддержки талантливой молодежи, повышение социального статуса и оплаты труда работников культуры;
  • формирование культурного имиджа страны за рубежом, интеграция в мировое культурное пространство и продвижение кыргызской культуры на международном уровне.
  • отстаивание прав человека на свободу слова, распространения и получения информации всеми гражданами страны.

7. Наука, образование и здравоохранение

Задачи экономического развития общества достижимы, прежде всего, при условии высокого уровня развития науки, разработки наукоемких технологий и своевременного их внедрения в реальную экономику, а также интеграции науки и производства. На сегодняшний день Кыргызстан занимает последнее место в СНГ по финансированию науки.

Важнейшими условиями для формирования инновационной экономики являются развитие научного потенциала страны, увеличение государственной поддержки фундаментальных научных исследований, как базового компонента национальной инновационной системы, создание новых научных центров и системы эффективного взаимодействия науки и экономики. Создаваемая национальная инновационная система станет важным фактором успешного развития страны. Развитие научного потенциала и инновационного предпринимательства будет активно способствовать модернизации экономики и ее дальнейшему устойчивому росту.

В области образования сложилась достаточно критическая ситуация, которая в перспективе может иметь потенциальную угрозу общественной безопасности страны. С каждым годом система школьного образования в Кыргызстане деградирует, снижается уровень и качество преподавания, воспитательная работа пущена на самотек. Она становится все более закрытой, родители не имеют доступа к тем средствам, которые собирают с них администрации школ. Государственные школы сегодня превращаются в лицеи и гимназии, где зачастую и практикуется платное обучение, то есть нарушается принцип доступности образования.

В целях искоренения коррупции в образовательных учреждениях следует разработать положение о руководителе образовательных организаций, в котором предусматриваются требования аттестации, процедуры назначения и освобождения от занимаемой должности, а также условия ротации. Необходимо изучить по каким критериям проводятся тесты в школах и дошкольных образовательных организациях, создать объективную и простую систему аттестации учеников.

Партия «Бүтүн Кыргызстан» (« Бутун Кыргызстан »)выражает особую озабоченность ростом преступлений среди несовершеннолетних граждан страны. Родители и дирекции школ самостоятельно не справляются с таким негативным проявлением среди несовершеннолетних, как «школьный рэкет». Если уже сейчас не принять эффективных и конкретных мер по искоренению преступности среди малолетних граждан, то в будущем Кыргызстан столкнется с большой проблемой, влияющий на социальное самочувствие народа. Кроме мер по усилению присутствия правоохранительных органов в школах, партия будет работать в направлении расширения и углубления идеологической работы в школах в целях воспитания подрастающего поколения в духе патриотизма и законопослушания.

Серьезные проблемы накопились в сфере высшего образования, что может сыграть отрицательную роль в обеспечении конкурентоспособности нации в будущем. В настоящее время в Кыргызской Республике функционирует более 50 высших учебных заведений. Страна, обладая таким количеством ВУЗов и студентов, практически «плодит» армию будущих безработных. По оценкам международных экспертов качество образования в Кыргызской Республике снизилось до небывалого низкого уровня.

В стране не существует четкого заказа на специалистов разного уровня. Нет эффективного взаимодействия государственных органов с учебными заведениями. В связи с чем, партия «Бүтүн Кыргызстан» предлагает для подъема качества образования и уровня подготовки специалистов на базе существующих высших учебных заведений образовать 7 университетов с приданием им статуса «Национальный», где будут готовить тех специалистов, которые необходимы для развития Кыргызстана на условиях полного бюджетного финансирования и обязательной трех годичной отработкой выпускников по распределению государства.

Нашей республике необходимо современное здравоохранение, оснащенное и организованное на европейском уровне. Финансирование системы здравоохранения должно быть не только бюджетным, но и частным –чтобы обеспечить медицинским работникам достойный уровень жизни, а медицинским учреждениям – необходимую технику, но в то же время сохранить гарантии качественного медобслуживания для каждого гражданина. Соединение высокого качества и доступности медицины возможно при создании бездефицитной системы обязательного медицинского страхования (ОМС). Необходимо восстановить и построить дополнительно по всей стране необходимое количество новых поликлиник, специализированных больниц и роддомов, оснастив их по европейским стандартам и обеспечив персоналом. Также необходимо обеспечить доступность лекарств для тех, кто в них нуждается (вне зависимости от материального положения). Наконец, следует повысить общие требования к организациям медицинского страхования и обязать эти организации проводить на собственные средства профилактику заболеваний.

8. Молодежь – движущая сила

Партия считает важным повышение ответственности всех социальных групп общества за будущее страны. Здесь невозможно переоценить роль нашей молодежи, которая должна продвигать прогрессивные новации в жизнь общества. Для этого она должна самым серьезным образом учиться всем современным достижениям человеческой цивилизации во всех сферах деятельности и применять их для блага Родины. Молодежь должна готовиться принять эстафету ответственности за состояние и развитие кыргызского общества в будущем. Задача старшего поколения и государства заключается в том, чтобы создать условия для этого. Категорически нельзя использовать молодежь в политических целях, обещая им участие в управлении государством. Смена управленческих кадров должна происходить естественным путем, по мере обретения молодежью опыта управленческой работы. До последнего времени государством были приняты различные молодежные программы. Хотя эти программы были написаны красивыми словами на основе действительных фактов, они остались на бумаге, т.к. не были предусмотрены пути их решения, соответствующие механизмы и источники финансирования. Энергичные идеи, высокие как горы планы, так и остались на бумаге.

Политическая партия «Бүтүн Кыргызстан» (“ Бутун Кыргызстан ”)предлагает новую концепцию молодежной политики. Для этого основные усилия будут сосредоточены на следующих направлениях:
  • дальнейшее совершенствование молодежной политики: поддержка молодых специалистов и семей; предоставление всем молодым гражданам равных стартовых возможностей для вхождения в общественную и профессиональную деятельность; обеспечение притока в села молодых специалистов; воспитание и развитие патриотизма, нравственности, гражданской активности, здорового образа жизни.
  • создание условий для самореализации и повышения инновационной активности молодежи страны, формирование системы внедрения инновационных проектов молодежи в производство, поддержка молодых талантов;
  • укрепление системы взаимодействия и повышение эффективности работы молодежных организаций, развитие гражданской и политической активности молодежи, формирование системы ценностей на основе патриотизма и преемственности поколений, мобилизация молодежи для активного участия в социально-экономическом развитии страны.

Указанная концепция будет также включать в себя вопросы образования, социального обеспечения молодежи, привлечения молодых кадров в систему государственного управления.

9. Единство народа – залог успешного развития общества:

Главным условием национального единства и межэтнического согласия является консолидация вокруг кыргызского народа всех граждан всех национальностей, проживающих в Кыргызстане, направленная на укрепление независимости государства, единства народа, стабильности и согласия в обществе.

В сфере межэтнического согласия и национального единства приоритетными направлениями являются:
  • обеспечение ключевых факторов сохранения единства и внутриполитической стабильности: эффективная социальная политика, основанная на решении реальных потребностей населения с привлечением общественности; решение актуальных вопросов общества через диалог и открытость; развитие общегражданской правовой культуры на базе таких ценностей, как патриотизм и толерантность; дальнейшее обеспечение культурного многообразия при интегрирующей роли культуры кыргызского народа;
  • совершенствование системы межэтнического взаимодействия в стране: совершенствование нормативной правовой базы; дальнейшее повышение эффективности деятельности государственных и общественных институтов, регулирующих межэтнические отношения; поддержка и развитие этнокультурных объединений; системная реализация государственными органами и неправительственных организациями образовательных и информационных проектов; усиление и повышение качества информационной работы, направленной на укрепление межэтнического согласия и национального единства;
  • дальнейшее развитие условий для межконфессионального диалога и сотрудничества в стране, активизация социально-гуманитарного партнерства между государством и религиозными объединениями, нацеленного на развитие толерантности и религиозной терпимости в обществе, партия с уважением относится к деятельности традиционных конфессий: ислама, христианства, буддизма.

Сохранение и укрепление стабильности и согласия в обществе должно оставаться незыблемым принципом, общей платформой для всех граждан независимо от социального статуса, политических взглядов, этнической принадлежности, вероисповеданий.

Единство народа Кыргызстана является ключевым фактором успешного развития страны.

10. Демографическая ситуация и развитие регионов

Анализ ситуации показывает, что за последние годы в республике произошли кардинальные изменения в сфере демографии – численности населения, образовании, рождаемости, продолжительности жизни и миграции населения. Замедляющийся прирост населения и стабильный исходящий миграционный поток являются теми факторами, которые могут представлять в ближайшей перспективе потенциальную угрозу, как экономическому положению, так и безопасности республики. С начала 1990-х годов в республике сложился отрицательный миграционный баланс, который продолжился и в начале 2000-х годов почти 80 процентов мигрантов составляет активное трудоспособное население, среди которых превалируют мужчины (более 50 процентов). Страна нуждается не просто в оздоровлении демографической ситуации, а в создании условий для стабильного роста населения.

Важнейшая задача – проведение активной региональной экономической политики, направленной на сохранение численности населения в важных в геополитическом отношении регионах. Необходимо принять закон о приграничных территориях, где закрепить их особый статус в сохранении территориальной целостности страны. Партия намерена начать работы по разработке концепции по демографической политике, отражающей интересы национальной демографической безопасности республики. Детально изучить вопросы в области демографии и внести предложения по устранению имеющихся в республике демографических проблем.

С развитием рыночной экономики партия «Бүтүн Кыргызстан» (“ Бутун Кыргызстан ”)выступает за ресурсное укрепление органов местного самоуправления с одновременным повышением контроля за ними со стороны населения, политических партий и местных общественных организаций. При этом бюджет местного самоуправления должен иметь собственные стабильные источники, независимые от трансфертов из республиканского бюджета. При недостаточности собственных средств местные бюджеты должны формироваться по нормативам минимальной бюджетной обеспеченности, утверждаемым на республиканском уровне. Если люди поймут, что у местного самоуправления есть реальные ресурсы и возможности улучшать жизнь в городах и селах, они будут жестче спрашивать с чиновников. Партия будет добиваться действенной государственной поддержки отечественного производителя сельскохозяйственной продукции. В сельских районах получат развитие средние крестьянские и фермерские хозяйства, кредитная, производственно-сбытовая и другие виды кооперации, которые обеспечат эффективную организацию и справедливую оплату фермерского труда. Мы будем развивать инфраструктуру села, население которого получит выгоды от расширения дорожного строительства, телефонизации, приближения врачебной практики на селе к городским условиям обслуживания.

Реализация партийной программы – главная цель деятельности руководства «Бүтүн Кыргызстан» и каждого члена партии, как сегодня, так и в перспективе. Для достижения этой цели в Кыргызстане имеется всё необходимое.

Есть земля, чистая вода и другие природные ресурсы, а самое главное - есть своболюбивый народ Кыргызстана.

Есть высоко подготовленные специалисты всех отраслей и сферах экономической деятельности, талантливые деятели искусства.

Есть умение и готовность кыргызского и других народов добросовестно трудиться во имя счастливого будущего нашей Родины.

Грамотно распорядиться этим общенациональным потенциалом в сочетании с лучшими достижениями мирового опыта является необходимым условием для перехода к качественно новому уровню во всех сферах политической, экономической, общественной жизни.

Впереди у нас большие и ответственные дела и новые завоевания во славу процветающего Кыргызстана. Народ Кыргызстана хочет жить в свободном, благополучном, сильном и едином Кыргызстане, в котором граждане могут и должны гордиться своей страной.